Fatherrr » Пн дек 04, 2017 8:40 pm
Милая зарисовка)))
"За рулём", 1999
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ТОРМОЗИМ ДВИГАТЕЛЕМ
Борис СИНЕЛЬНИКОВ
Сегодня наш семейный экипаж (напомним, муж — опытный автомобилист и жена — недавно получила «права») в преддверии зимы озабочен торможением.
Муж. Вот смотрю, как ты останавливаешься на перекрестках, и хочу посоветовать: попробуй тормозить двигателем.
Жена. А что, я плохо останавливаюсь? И как это тормозить двигателем?
М. Это значит переходить на низшую передачу.
Ж. Но ведь это лишний раз дергать коробку и двигатель. И потом — зачем тогда тормоза?
М. Между прочим, хорошие водители, в основном, тормозят двигателем, а спортсмены и вовсе считают тормоза на колесах вспомогательными.
Ж. Хорошо, я попробую. Рассказывай.
М. Ты уже привыкла выжимать педаль сцепления и давить на педаль тормоза, заставляя его остановить машину. Теперь попробуй перед остановкой нажимать на тормоз — разумеется, сбросив газ, но не трогая педаль сцепления. И только когда скорость почти совсем упадет, и ты почувствуешь, что двигатель вот-вот начнет дергаться, выжми педаль сцепления и, дожимая педаль тормоза, останови машину.
Ж. (Выполнив все действия) Ой, на тормоз-то пришлось давить совсем чуть-чуть.
М. Вот, и сил меньше тратишь, и детали меньше изнашиваются.
Ж. Здорово, мне даже нравится...
М. Теперь попробуем то же самое в повороте. Ты ведь почти всегда видишь, на какой скорости можно его пройти, а значит, и на какой передаче.
Ж. Подожди-ка, вот впереди поворот, проверим. На спидометре 65, подхожу на четвертой, нажимаю на тормоз, не выключая сцепления, как ты учишь. Теперь поворачиваю, скорость — 30, переключаюсь с четвертой на вторую, даю газ — разгоняюсь.
М. А что, если эту, вторую передачу ты включишь перед поворотом и затормозишь двигателем? Вот, например, сейчас... Давай!
Ж. Так, выжимаю сцепление, включаю вторую передачу...
М. Сцепление отпускай медленно...
Ж. Отпускаю... Ой, как резко она затормозила! Проходим поворот, даю газ, поехали. Здорово!
М. Вот только «клевок» получился — это уж не здорово. Я же говорил — отпускай педаль мед-лен-но! Чем больше скорость, с которой ты переходишь на меньшую, включив низшую передачу, тем резче будет останавливаться машина. Скажем, если включить третью передачу, когда на спидометре 90, и быстро отпустить педаль сцепления, торможение будет почти таким же, как если бы ты резко нажала на педаль тормоза.
Ж. Но ведь это опасно, машину может занести.
М. Верно, поэтому педаль надо отпускать медленно, то есть плавно включать сцепление, корректируя торможение педалью тормоза или газа. Когда свернем на нашу пустынную дорогу, попробуй.
Ж. А почему двигатель при этом так заревел, это не опасно?
М. Нет, нормально. Максимально допустимы для него 5500–5600 оборотов в минуту. Это указано в Руководстве по эксплуатации и обозначено на шкале тахометра началом красной, опасной зоны.
Если нет тахометра, то на шкале большинства спидометров есть штрихи информации о предельных скоростях (они соответствуют максимально допустимым оборотам) на всех передачах. Ориентировочно обороты можно определять по ним.
Ж. Я поняла: останавливать машину удается быстрее, если пользоваться и двигателем, и тормозами сразу. Но ты говорил, что это и безопаснее. Почему?
М. Помнишь, как однажды на мокрой грязной дороге тебя развернуло, когда ты нажала на тормоза? Этого бы не случилось, если бы ты тормозила двигателем. Может, еще помнишь, что такое дифференциал в редукторе ведущего моста?
Ж. Скажу, как на экзамене: механизм, позволяющий левому и правому колесам моста вращаться с разными скоростями на поворотах.
М. Верно. А еще этот механизм помогает избежать заноса при торможении двигателем. Ведь машину заносит, когда одно колесо тормозится хуже или лучше другого: то ли по «вине» тормозов, то ли — дороги. Так вот, дифференциал поглощает, нейтрализует, выравнивает действие вращающихся по-разному колес на машину и препятствует тому, чтобы она развернулась. Понятно теперь, почему спортсмены и классные водители тормозят, в основном, двигателем, особенно на скользкой дороге?