denny_dev писал(а):что такое синтетика?
До 2003 года маслопроизводители с успехом частично или полностью замещали синтетические компоненты гидрокрекинговыми, разрабатывая новые составы моторных и трансмиссионных масел. Получаемые продукты соответствовали большинству современных требований к автомобильным маслам.
Но, несмотря на совершенствование технологий производства высококачественных гидросинтетических масел, существуют и расширяются области применения, в которых уровень их отдельных свойств оказывается недостаточным. Примером может служить их недостаточная стойкость к окислению на фоне существенного расширения межсервисных интервалов обслуживания новых зарубежных автомобилей.
Увеличение доли маловязких компонентов, используемых при производстве моторных масел для новых автомобилей, выявляет еще один существенный недостаток гидрокрекинговых масел - относительно высокую летучесть, в сравнении с маслами, полученными из синтетических компонентов. По прогнозам зарубежных производителей синтетических масел спрос на их продукцию будет расти, как минимум до сроков коммерческого выхода на рынок масел, произведенных по технологии GTL (Gas-to-liquids).
Синтетические базовые масла представляют собой маслообразные жидкости - полимеры или олигомеры, полученные методом синтеза из различных мономеров. Свойства синтетических жидкостей зависят от химического строения, которое является основным критерием их классификации:
· углеводородные масла на основе полиальфаолефинов, изопарафинов или алкилбензола;
· диэфирные масла на базе двухосновных кислот и одноатомных спиртов;
· полиэфирные масла на основе эфиров полиолов, полигликолевых эфиров или эфиров фосфорной кислоты;
· фторуглеводородные масла;
· силиконовые масла.
Отдельные свойства исключают возможность применения некоторых синтетических жидкостей в качестве основных компонентов моторных масел:
· полиэфирные масла на основе эфиров фосфорной кислоты имеют недостаточные индексы вязкости (в пределах от 0 до -30);
· фторуглеводородные масла имеют низкую температуру кипения и плохие вязкостно-температурные характеристики;
· силиконовые масла не смешиваются с минеральными и обладают недостаточными смазывающими и противоизносными свойствами.Полиальфаолефины (PAO) являются углеводородными синтетическими жидкостями. В промышленных объемах их получают путем синтеза молекул децена в олигомеры или полимеры с короткими цепями.
Высокие индексы вязкости позволяют использовать масла на основе полиальфаолефинов в широком диапазоне температур. Отсутствие примесей соединений серы и металлов обеспечивает высокие антикоррозионные свойства. Хорошая смешиваемость с минеральными маслами позволяет использовать полиальфаолефины в качестве синтетического компонента, применяемого при производстве полусинтетических масел.
Благодаря невысокой стоимости в сравнении с другими синтетическими полиальфаолефиновые масла являются наиболее широко используемыми в мире синтетическими маслами. Несмотря на то, что в последние годы гидрокрекинговые масла приблизились по качеству и за счет более низких цен отвоевали значительную долю рынка базовых масел, ранее принадлежавшую полиальфаолефиновым, последние все еще обладают рядом существенных преимуществ:
· очень низкие температуры застывания (в связи с отсутствием линейных парафинов);
· высокие термостабильность и стойкость к окислению (отсутствие ненасыщенных углеводородов);
· малые летучесть и коксуемость, обеспечиваемые однородностью состава.
Эти преимущества особенно важны в последние годы, в связи с увеличивающимся потреблением маловязких моторных масел, рассчитанных на удлиненные интервалы замены. По этой причине в 2004 году было отмечено существенное увеличение объемов продаж полиальфаолефиновых моторных масел для первичной заливки и сервисного обслуживания новых моделей автомобилей. Если в 2003 году загрузка мощностей заводов, производящих полиальфаолефиновые масла, упала до 60-70% от максимальной, то к концу 2004 года этот показатель вырос до 90% и продолжает неуклонно расти.
К недостаткам полиальфаолефиновых масел следует отнести:
· худшую, по сравнению с минеральными маслами, растворяющую способность по отношению к некоторым типам присадок;
· худшую совместимость с эластомерами (вызывают усадку резиновых уплотнений с потерей их эластичности).
Оба эти недостатка устраняют путем добавления небольших количеств сложных эфиров.
Сырьем для ПАО служат децены - непредельные линейные углеводороды, родственники этилена, по внешнему виду напоминающие сжиженный газ. Получают их на специализированных заводах, часто в качестве побочных продуктов. В химической реакции из 2, 3, 4, 5 и 6 комбинаций деценовых молекул образуется ряд олигомеров. Затем путем дистилляции из них получают базовые масла различных классов вязкости. Масло, полученное в результате такого процесса, не содержит примесей и абсолютно прозрачно. Это дает ему ряд неоспоримых преимуществ перед продуктами, полученными из нефти.
Отсутствие линейных парафинов снижает естественную температуру застывания до очень низких значений. ПАО имеют температуру застывания, как правило, ниже минус 50оС. Это свойство может быть использовано, когда возникают сомнения относительно происхождения масла - получено оно в процессе гидрокрекинга или химического синтеза.
высокий изначальный индекс вязкости дает возможность снизить количество присадки загустителя (модификатора вязкости), добавляемого в масло или смазку для придания ему определенных характеристик.
Отсутствие примесей, которые всегда являются катализаторами старения масла, делает синтетическое базовое масло весьма устойчивым к воздействию высоких температур. Так, например, если масла минерального происхождения начинают серьезно окисляться уже при температурах выше 130оС, то ПАО выдерживают рабочие температуры до 150оС без какой-либо потери рабочих свойств.
Отсутствие случайных молекул малого размера обеспечивает низкую летучесть синтетических базовых масел по сравнению с минеральными.
Полиальфаолефины получают в 2 стадии путем сложных химических превращений при определенных условиях (давление, температура, кратность и время циркуляции) в специальных реакторах с использованием катализатора. Сложность процесса производства масла данного типа обуславливает более высокую стоимость в сравнении с маслами, полученными из нефти по традиционной технологии.
http://avtomarketkar-go.ru/info/technologies