Выложу здесь несколько написанных для другого ресурса материалов, вдруг логнриды ещё интересны кому-то.
1. О влиянии немецких и австрийских модернистов на советскую архитектуру 30-х и 60-х.Предыстория. Место действия — Австро-Венгрия начала 20-го века, период после первой Мировой войны.
Из-за мобилизации транспорта на военные нужды и нарушения привычных схем доставки в Вене остро встал вопрос продовольственного снабжения. Пытаясь решить эту проблему, муниципалитет города стал продвигать концепцию организации садовых поселений самостоятельного возведения. Проще говоря, усадебной застройки. В соответствии с этой концепцией, каждый из участников должен был посвятить 2…3 тысячи часов своего труда на строительство поселения. После его окончания, каждая семья получала дом, и право на часть общественной инфраструктуры.
В процессе строительства будущие жители поселений культивировали придомовые сады, выращивая пропитание не только для себя, но и для снабжения города. Всё это хорошо укладывалось в более раннюю концепцию городов-садов будущего (Garden Cities of Tomorrow) британца Ebenezer Howard, объединяющую городской и сельский уклад жизни. Инициатива муниципалитета оказалась успешной, и уже к 1923-му данные поселения целиком закрывали потребность Вены в продовольствии.
Прогрессивным городским руководством под нужды постройки поселений централизованно выделялись средства, и распределялись земельные участки. По его инициативе была образована венская ассоциация кооперативного жилья и стойматериалов (GESIBA), и бюро по проектированию и производству домов и мебели (Warentreuhand), которое разрабатывало, производило и продавало мебель участникам этих проектов по минимальным ценам.
Возглавлял офис Warentreuhand минималист и видный теоретик модернизма, архитектор Adolf Loos. Он, в частности, разработал мастер-план поселений, где в качестве типового был принят участок 7х40 м.
В работе Warentreuhand, кроме Loos, принимали участие известные деятели модернизма того времени, а именно Josef Frank, Franz Schuster, и Karl Schartelmüller.
Также в Warentreuhand работала и Margarete Schütte-Lihotzky (более известная как Grete Lihotzky), на тот момент выпускник венского института прикладных искусств. В определённом смысле ей повезло начать свою деятельность в период социокультурных экспериментов, позднее получивший название "Red Vienna".

|
В 1923-м при поддержке муниципалитета Вены в городе состоялась садоводческая и строительная выставка (Kleingarten Siedlungs und Wohnbau Ausstellung), на которой демонстрировались разработанные в бюро Warentreuhand усадебные дома.

|
Центром выставки был сельский дом относительно большого размера, Burgenlandtype. Его сад получил полнофункциональную ирригационную систему.

|
Типовые дома Type 4, Type 5, и Type 7, разработанные Grete Lihotzky, имели модульную конструкцию, позволявшую с ростом благосостояния семьи земледельца расширять и жилище, без необходимости коренной его перестройки.
Стены домов были возведены из пустотелых кирпичей, все они имели стандартизированные окна, двери и лестницы, и были оборудованы стандартизированной мебелью (Typen-Möbel).
Дом Type 4, один из наиболее компактных.

|
Наибольший интерес посетителей выставки вызвал дом Type 7, который имел два этажа, и жилую площадь в 45 квадратных метров.

|
Первая фаза его возведения, называемая «ядро» (Siedlerhütte), включала в себя жилую кухню с дровяной печью (Wohnküche), размещённую на первом этаже, и небольшую спальню — на втором. Даже на этой стадии, в них могла разместиться семья численностью до семи человек.
Во второй фазе строительства на первом этаже добавлялось стойло для животных. В третьей фазе — расширялась спальня, расположенная на втором этаже. В четвёртой фазе добавлялись ещё две комнаты, а в пятой, заключительной, расширялась кухня в сторону сада путём добавления ниши для готовки (Kochnische), и приготовления пищи (Spülküche).
Жилая кухня «ядра», в свою очередь, состояла из дровяной плиты (Sparherd), с деревянно-тканевым экраном над ней, и характерного для того времени теплоизолированного бокса для варки (Kochkoisse), принцип действия которого основан на длительном сохранении тепла.

|
Ниша для готовки и мойки содержала стол для разделки, мойку, ёмкость для отходов, сушку для посуды, а также включала ёмкость для стирки, и ванну. Все эти элементы были исполнены в виде единого бетонного блока, пол помещения также был бетонным, поэтому чистка всех кухонных поверхностей была незатруднительной. Традиционная кухоннная мебель была по сути исключена.

|
Предполагалось, что с ростом благосостояния горожан ванная будет всё же вынесена в отдельное помещение. В качестве альтернативы, рассматривался вариант устройства общественных бань.
Заработав признание своим венскими работами, в 1925-м Grete Lihotzky была приглашена в Веймарскую Германию, во Франкфурт.
Муниципалитет этого немецкого города собрал команду из самых известных архитекторов-модернистов своего времени для постройки жилых районов нового типа, каждый на 10,000 квартир. В состав группы входили Grete Schütte-Lihotzky, её муж Wilhelm Schütte, а также Mart Stam, Hans Schmidt, и ряд иных специалистов. Возглавлял её известный немецкий архитектор Ernst May, по этой причине группа получила неофициальное название “Brigade May”.
Франкфуртские дома их авторства, конец 1920-х.

|
Элементы концепции «города-сада».

|
Департамент строительства под руководством May занимался широким спектром вопросов — от планирования территорий, до рационализации устройства жилья нового типа (Neues Bauen). Также, он издавал журнал Новый Франкфурт (Das Neue Frankfurt), в котором широкая публика могла познакомиться с наиболее передовыми работами участников проекта.

|
Работая в группе May, Grete Lihotzky создала несколько концепций т. н. «франкфуртской» кухни — первой на своё время встроенной кухни, произведённой в массовых количествах. Именно она послужила прообразом современных наборов кухонного оборудования.
Общий подход команды May основывался на принципах, изложенных в труде американского инженера Frederick Taylor под названием “Scientific Management”. В данной работе анализировались пути повышения эффективности в промышленности путём внедрения стандартизации, и автоматизации. Впервые они нашли применение в американской автомобильной отрасли, на заводах компании Ford.
Также, Lihotzky были использованы принципы, первоначально изложенные в работе американки Christine Frederick под названием ”The New Housekeeping”. За основу была принята концепция, что основным является экономия времени, а не ресурсов.
Проанализировав выполнение домашней хозяйкой наиболее типичных задач, Grete Lihotzky построила временные и пространственные карты её перемещений. Далее, ею были исключены варианты, предполагающие избыточные движения, и перемещения, в соответствии с этим принципом и компоновалась кухонная мебель. Сейчас это было бы названо работой по улучшению эргономики, UX-дизайном.

|
Всего Lihotzky было разработано четыре версии «франкфуртской» кухни, они применялись в зависимости от размера семьи — кухня для семьи без детей, кухня для семьи без домашней работницы, кухня для большой семьи с одной, и двумя домашней работницами соответственно.
Прототипом для описываемого здесь компактного варианта «франкфуртской» кухни послужила железнодорожная кухня, два работника которой были способны быстро приготовить пищу для восьмидесяти пассажиров. Данная кухня-модуль удовлетворяла концепции минимальных условий для проживания (das Existenzminimum), и предназначалась для семьи без домашней работницы.
Она была рассчитана на хозяйку, занимающуюся в ней готовкой, и не была предназначена для приёма пищи. Её размеры — 1,9 х 3,4 м, площадь — около 6,5 м2.


|
Первоначальная версия данной кухни была выполнена в оттенке синего, поскольку было выяснено, что вездесущие мухи воспринимают поверхность данного цвета, как воду, ненадёжную для посадки. Подвесная потолочная лампа, использованная в данной версии кухни, имела гибкое крепление и могла перемещаться по всей её длине.

|
Более поздние модели кухонь были выполнены в белом, сером и зелёном цветах.

|
Одна из версий «франкфуртской» кухни представлена в нью-йоркском музее современного искусства MoMa.
Естественным источником света в такой кухне служит окно. Непосредственно у него размещён стол для разделки, а неподалёку — мойка. Тут же расположена и гладильная доска, укреплённая на стене. Она складывается, когда не используется.
Сквозь сдвигаемую дверь, соединяющую кухню с жилой комнатой, хозяйка имеет возможность приглядывать за детьми. Для её удобства, стул может поворачиваться на 360 градусов.

|
Все предметы на данной кухне размещены в последовательности, в которой ими пользуются. Сушка для посуды размещена слева от мойки, что исключает перекрещивание рук. Все поверхности выполнены плоскими, что облегчает их уборку.

|
В качестве материала для ящиков выбран дуб, нелюбимый вредной живностью. Стенки их имеют отверстия для лучшей вентиляции. В качестве материала для шкафов выбраны хвойные породы дерева, рабочие поверхности покрыты линолеумом.

|
В целях экономии у шкафов данной кухни нет задников, часть из них имеет лишь одну разделительную стенку. Также, в целях экономии, поскольку в то время ещё не исчезла традиция ежедневных покупок свежих продуктов, кухня не комплектовалась электрическим холодильником. Для скоропортящихся продуктов в стене, сообщающийся с улицей, была устроена ниша, естественный “холодильник”.


|
Сыпучие продукты, как-то рис, или сахар помещены в специальные, подписанные алюминиевые лотки с ручками и носиками. Это позволяет отмеривать нужное их количество без использования ложки, и второй руки, без открывания дверей шкафов, и откупоривания соответствующих ёмкостей.

|
Стоимость подобной кухни с оборудованием была изначально задана муниципалитетом, и равнялась 1,5 средней заработной платы фабричного рабочего. Выплачивалась она в 12-летнюю рассрочку в виде небольшого помесячного взноса, включённого в цену найма жилья. Всего с 1925-го по 1930-й было реализовано около 10,000 подобных кухонь.
Реализовав проект во Франкфурте, в 1929-м May и его соратники принимают решение уехать в СССР, чтобы строить там социалистические города нового типа. На это решение повлияло и то, что в Германии стремительно набирали силу национал-социалисты.

|
Участники “Brigade May” в СССР, 1931-й.

|
Планы на 1932-й были огромными. Магнитогорск — город на 200,000 человек, Ленинск — на 200,000, Кузнецк — на 150,000, Щегловск — на 135,000, Орск — на 50,000, Караганда — на 250,000, Кашира — на 100,000, Макеевка — на 150,000, Ленинакан — на 120,000.
Магнитогорск, план и построенные жилые здания.


|
Однако, по ряду причин, осуществиться этим планам в полном объёме было не суждено.
Тогдашняя Россия была преимущественно аграрной страной, и процессы урбанизации и притока людей из сельской местности в города ещё только начинались. По этой причине, ощущался недостаток любых квалифицированных работников, начиная от исполнителей относительно простых работ, как-то каменщиков и столяров, и заканчивая техническим персоналом.
Путешествие “Brigade May” по СССР. Советская Армения, 1932-й.

|
Далее, существовали значительные транспортные проблемы, обусловленные сочетанием протяжённых территорий, и недостаточного количества транспортных артерий. За исключением Транссибирской магистрали, и Турксиба, таковых просто не было.
Путешествие “Brigade May” по СССР. Привал, 1931-й.

|
Наконец, ещё со времён царской России была неразвита индустрия строительных материалов. Сталь, стекло, цемент входили в список дефицитных материалов, и могли использоваться в строительстве только в ограниченных случаях. По этой причине приоритет отдавался промышленному, а не жилищному строительству.
Путешествие “Brigade May” по СССР. Около Магнитогорска, жилые постройки, 1931-й.

|
Всё это привело к тому, что в 1934-м по истечении контракта Ernst May отбывает из СССР в Южную Африку, где и проживёт до начала 1950-х. В это же время страну покинут и другие члены “Brigade May”. Чета Schütte-Lihotzky уедет в 1937-м. В советской жилой архитектуре произойдёт возврат к неоклассицизму, получившему неофициальное название «сталинский стиль».
Однако, наработки “Brigade May” начала 30-х не пропадут, и будут применены советскими архитекторами в конце 50-х при проектировании новых жилых районов. Стоит отметить, что по большей части все они были реализованы в Германии ещё в 1920-х…1930-х годах.
Франкфурт, 1931-й год, район Westhausen авторства “Brigade May”. Что-то весьма похожее появится в СССР только спустя 30 лет, и позднее будет неформально названо «хрущёвками».



|
Что касается самого Ernst May, то в 1953-м он наконец-то вернётся из Южной Африки в Западную Германию, где примет участие в формировании новой застройке Гамбурга, Бремена и Висбадена. По его проектам в 1954…1961-м здесь будет построено более 90,000 квартир. Что-то весьма похожее появится в СССР только спустя 20 лет, и будет неформально названо «брежневками».


|
После возвращения из СССР Grete Lihotzky участвует в работе антифашистского сопротивления Австрии, и в 1943-м попадёт в руки полиции. Нацисты казнят её соратника, а её саму осудят её на 15 лет заключения, и поместят в тюрьму. Проведя в которой два года, она будет освобождена союзниками. По причине коммунистических убеждений Lihotzky будет исключена послевоенными властями Австрии из архитектурной деятельности, а её участие в движении сопротивления будет признано только в поздних 70-х.

|
Как бы то ни было, она проживёт яркую жизнь длиной почти в 103 года, и наиболее известной её работой останется набор «франкфуртских» кухонь. Несмотря на то, что другие проекты её авторства заслуживают не меньшего внимания — например,
комната современной женщины образца 1925-го года, решённая в духе минимализма. Мебель примерно такого плана появится в СССР спустя 35 лет, в 60-е годы, в этих самых «хрущёвках».




