Стройка

Чего бы еще придумать?

Модераторы: Typhoon, russiangirl, Лютег, Mur

Re: Стройка

Сообщение F. degli A. » Вт фев 18, 2020 7:47 pm

Пузырь "Новой Москвы" предсказуемо начал сдуваться:
https://erzrf.ru/news/snizheniye-sprosa ... y-lokatsii
P.S. "Метриум" во главе с Марией Литинецкой очень грамотно анализирует ситуацию, делает реалистичные прогнозы и не боится называть вещи своими именами.
Слежу за ними примерно 2 года.
Молодец, Мария!
Профессионально, умно, деликатно.
Аватара пользователя
F. degli A.
альфавладелец
 
Сообщения: 1722
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 8:49 am
Откуда: Самара
Авто: AR 159 2.2 MT

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Пт фев 28, 2020 5:42 pm

Ситуация несколько шире Новой Москвы, если посмотришь на динамику местной стойки за последние... 40 лет.
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Пт фев 28, 2020 11:35 pm

Выложу здесь несколько написанных для другого ресурса материалов, вдруг логнриды ещё интересны кому-то.

1. О влиянии немецких и австрийских модернистов на советскую архитектуру 30-х и 60-х.

Предыстория. Место действия — Австро-Венгрия начала 20-го века, период после первой Мировой войны.

Из-за мобилизации транспорта на военные нужды и нарушения привычных схем доставки в Вене остро встал вопрос продовольственного снабжения. Пытаясь решить эту проблему, муниципалитет города стал продвигать концепцию организации садовых поселений самостоятельного возведения. Проще говоря, усадебной застройки. В соответствии с этой концепцией, каждый из участников должен был посвятить 2…3 тысячи часов своего труда на строительство поселения. После его окончания, каждая семья получала дом, и право на часть общественной инфраструктуры.

В процессе строительства будущие жители поселений культивировали придомовые сады, выращивая пропитание не только для себя, но и для снабжения города. Всё это хорошо укладывалось в более раннюю концепцию городов-садов будущего (Garden Cities of Tomorrow) британца Ebenezer Howard, объединяющую городской и сельский уклад жизни. Инициатива муниципалитета оказалась успешной, и уже к 1923-му данные поселения целиком закрывали потребность Вены в продовольствии.

Прогрессивным городским руководством под нужды постройки поселений централизованно выделялись средства, и распределялись земельные участки. По его инициативе была образована венская ассоциация кооперативного жилья и стойматериалов (GESIBA), и бюро по проектированию и производству домов и мебели (Warentreuhand), которое разрабатывало, производило и продавало мебель участникам этих проектов по минимальным ценам.

Возглавлял офис Warentreuhand минималист и видный теоретик модернизма, архитектор Adolf Loos. Он, в частности, разработал мастер-план поселений, где в качестве типового был принят участок 7х40 м.

В работе Warentreuhand, кроме Loos, принимали участие известные деятели модернизма того времени, а именно Josef Frank, Franz Schuster, и Karl Schartelmüller.

Также в Warentreuhand работала и Margarete Schütte-Lihotzky (более известная как Grete Lihotzky), на тот момент выпускник венского института прикладных искусств. В определённом смысле ей повезло начать свою деятельность в период социокультурных экспериментов, позднее получивший название "Red Vienna".

Изображение
|
В 1923-м при поддержке муниципалитета Вены в городе состоялась садоводческая и строительная выставка (Kleingarten Siedlungs und Wohnbau Ausstellung), на которой демонстрировались разработанные в бюро Warentreuhand усадебные дома.

Изображение
|
Центром выставки был сельский дом относительно большого размера, Burgenlandtype. Его сад получил полнофункциональную ирригационную систему.

Изображение
|
Типовые дома Type 4, Type 5, и Type 7, разработанные Grete Lihotzky, имели модульную конструкцию, позволявшую с ростом благосостояния семьи земледельца расширять и жилище, без необходимости коренной его перестройки.

Стены домов были возведены из пустотелых кирпичей, все они имели стандартизированные окна, двери и лестницы, и были оборудованы стандартизированной мебелью (Typen-Möbel).

Дом Type 4, один из наиболее компактных.

Изображение
|
Наибольший интерес посетителей выставки вызвал дом Type 7, который имел два этажа, и жилую площадь в 45 квадратных метров.

Изображение
|
Первая фаза его возведения, называемая «ядро» (Siedlerhütte), включала в себя жилую кухню с дровяной печью (Wohnküche), размещённую на первом этаже, и небольшую спальню — на втором. Даже на этой стадии, в них могла разместиться семья численностью до семи человек.

Во второй фазе строительства на первом этаже добавлялось стойло для животных. В третьей фазе — расширялась спальня, расположенная на втором этаже. В четвёртой фазе добавлялись ещё две комнаты, а в пятой, заключительной, расширялась кухня в сторону сада путём добавления ниши для готовки (Kochnische), и приготовления пищи (Spülküche).

Жилая кухня «ядра», в свою очередь, состояла из дровяной плиты (Sparherd), с деревянно-тканевым экраном над ней, и характерного для того времени теплоизолированного бокса для варки (Kochkoisse), принцип действия которого основан на длительном сохранении тепла.

Изображение
|
Ниша для готовки и мойки содержала стол для разделки, мойку, ёмкость для отходов, сушку для посуды, а также включала ёмкость для стирки, и ванну. Все эти элементы были исполнены в виде единого бетонного блока, пол помещения также был бетонным, поэтому чистка всех кухонных поверхностей была незатруднительной. Традиционная кухоннная мебель была по сути исключена.

Изображение
|
Предполагалось, что с ростом благосостояния горожан ванная будет всё же вынесена в отдельное помещение. В качестве альтернативы, рассматривался вариант устройства общественных бань.

Заработав признание своим венскими работами, в 1925-м Grete Lihotzky была приглашена в Веймарскую Германию, во Франкфурт.

Муниципалитет этого немецкого города собрал команду из самых известных архитекторов-модернистов своего времени для постройки жилых районов нового типа, каждый на 10,000 квартир. В состав группы входили Grete Schütte-Lihotzky, её муж Wilhelm Schütte, а также Mart Stam, Hans Schmidt, и ряд иных специалистов. Возглавлял её известный немецкий архитектор Ernst May, по этой причине группа получила неофициальное название “Brigade May”.

Франкфуртские дома их авторства, конец 1920-х.

Изображение
|
Элементы концепции «города-сада».

Изображение
|
Департамент строительства под руководством May занимался широким спектром вопросов — от планирования территорий, до рационализации устройства жилья нового типа (Neues Bauen). Также, он издавал журнал Новый Франкфурт (Das Neue Frankfurt), в котором широкая публика могла познакомиться с наиболее передовыми работами участников проекта.

Изображение
|
Работая в группе May, Grete Lihotzky создала несколько концепций т. н. «франкфуртской» кухни — первой на своё время встроенной кухни, произведённой в массовых количествах. Именно она послужила прообразом современных наборов кухонного оборудования.

Общий подход команды May основывался на принципах, изложенных в труде американского инженера Frederick Taylor под названием “Scientific Management”. В данной работе анализировались пути повышения эффективности в промышленности путём внедрения стандартизации, и автоматизации. Впервые они нашли применение в американской автомобильной отрасли, на заводах компании Ford.

Также, Lihotzky были использованы принципы, первоначально изложенные в работе американки Christine Frederick под названием ”The New Housekeeping”. За основу была принята концепция, что основным является экономия времени, а не ресурсов.

Проанализировав выполнение домашней хозяйкой наиболее типичных задач, Grete Lihotzky построила временные и пространственные карты её перемещений. Далее, ею были исключены варианты, предполагающие избыточные движения, и перемещения, в соответствии с этим принципом и компоновалась кухонная мебель. Сейчас это было бы названо работой по улучшению эргономики, UX-дизайном.

Изображение
|
Всего Lihotzky было разработано четыре версии «франкфуртской» кухни, они применялись в зависимости от размера семьи — кухня для семьи без детей, кухня для семьи без домашней работницы, кухня для большой семьи с одной, и двумя домашней работницами соответственно.

Прототипом для описываемого здесь компактного варианта «франкфуртской» кухни послужила железнодорожная кухня, два работника которой были способны быстро приготовить пищу для восьмидесяти пассажиров. Данная кухня-модуль удовлетворяла концепции минимальных условий для проживания (das Existenzminimum), и предназначалась для семьи без домашней работницы.

Она была рассчитана на хозяйку, занимающуюся в ней готовкой, и не была предназначена для приёма пищи. Её размеры — 1,9 х 3,4 м, площадь — около 6,5 м2.

Изображение
Изображение
|
Первоначальная версия данной кухни была выполнена в оттенке синего, поскольку было выяснено, что вездесущие мухи воспринимают поверхность данного цвета, как воду, ненадёжную для посадки. Подвесная потолочная лампа, использованная в данной версии кухни, имела гибкое крепление и могла перемещаться по всей её длине.

Изображение
|
Более поздние модели кухонь были выполнены в белом, сером и зелёном цветах.

Изображение
|
Одна из версий «франкфуртской» кухни представлена в нью-йоркском музее современного искусства MoMa.

Естественным источником света в такой кухне служит окно. Непосредственно у него размещён стол для разделки, а неподалёку — мойка. Тут же расположена и гладильная доска, укреплённая на стене. Она складывается, когда не используется.

Сквозь сдвигаемую дверь, соединяющую кухню с жилой комнатой, хозяйка имеет возможность приглядывать за детьми. Для её удобства, стул может поворачиваться на 360 градусов.

Изображение
|
Все предметы на данной кухне размещены в последовательности, в которой ими пользуются. Сушка для посуды размещена слева от мойки, что исключает перекрещивание рук. Все поверхности выполнены плоскими, что облегчает их уборку.

Изображение
|
В качестве материала для ящиков выбран дуб, нелюбимый вредной живностью. Стенки их имеют отверстия для лучшей вентиляции. В качестве материала для шкафов выбраны хвойные породы дерева, рабочие поверхности покрыты линолеумом.

Изображение
|
В целях экономии у шкафов данной кухни нет задников, часть из них имеет лишь одну разделительную стенку. Также, в целях экономии, поскольку в то время ещё не исчезла традиция ежедневных покупок свежих продуктов, кухня не комплектовалась электрическим холодильником. Для скоропортящихся продуктов в стене, сообщающийся с улицей, была устроена ниша, естественный “холодильник”.

Изображение
Изображение
|
Сыпучие продукты, как-то рис, или сахар помещены в специальные, подписанные алюминиевые лотки с ручками и носиками. Это позволяет отмеривать нужное их количество без использования ложки, и второй руки, без открывания дверей шкафов, и откупоривания соответствующих ёмкостей.

Изображение
|
Стоимость подобной кухни с оборудованием была изначально задана муниципалитетом, и равнялась 1,5 средней заработной платы фабричного рабочего. Выплачивалась она в 12-летнюю рассрочку в виде небольшого помесячного взноса, включённого в цену найма жилья. Всего с 1925-го по 1930-й было реализовано около 10,000 подобных кухонь.

Реализовав проект во Франкфурте, в 1929-м May и его соратники принимают решение уехать в СССР, чтобы строить там социалистические города нового типа. На это решение повлияло и то, что в Германии стремительно набирали силу национал-социалисты.

Изображение
|
Участники “Brigade May” в СССР, 1931-й.

Изображение
|
Планы на 1932-й были огромными. Магнитогорск — город на 200,000 человек, Ленинск — на 200,000, Кузнецк — на 150,000, Щегловск — на 135,000, Орск — на 50,000, Караганда — на 250,000, Кашира — на 100,000, Макеевка — на 150,000, Ленинакан — на 120,000.

Магнитогорск, план и построенные жилые здания.

Изображение
Изображение
|
Однако, по ряду причин, осуществиться этим планам в полном объёме было не суждено.

Тогдашняя Россия была преимущественно аграрной страной, и процессы урбанизации и притока людей из сельской местности в города ещё только начинались. По этой причине, ощущался недостаток любых квалифицированных работников, начиная от исполнителей относительно простых работ, как-то каменщиков и столяров, и заканчивая техническим персоналом.

Путешествие “Brigade May” по СССР. Советская Армения, 1932-й.

Изображение
|
Далее, существовали значительные транспортные проблемы, обусловленные сочетанием протяжённых территорий, и недостаточного количества транспортных артерий. За исключением Транссибирской магистрали, и Турксиба, таковых просто не было.

Путешествие “Brigade May” по СССР. Привал, 1931-й.

Изображение
|
Наконец, ещё со времён царской России была неразвита индустрия строительных материалов. Сталь, стекло, цемент входили в список дефицитных материалов, и могли использоваться в строительстве только в ограниченных случаях. По этой причине приоритет отдавался промышленному, а не жилищному строительству.

Путешествие “Brigade May” по СССР. Около Магнитогорска, жилые постройки, 1931-й.

Изображение
|
Всё это привело к тому, что в 1934-м по истечении контракта Ernst May отбывает из СССР в Южную Африку, где и проживёт до начала 1950-х. В это же время страну покинут и другие члены “Brigade May”. Чета Schütte-Lihotzky уедет в 1937-м. В советской жилой архитектуре произойдёт возврат к неоклассицизму, получившему неофициальное название «сталинский стиль».

Однако, наработки “Brigade May” начала 30-х не пропадут, и будут применены советскими архитекторами в конце 50-х при проектировании новых жилых районов. Стоит отметить, что по большей части все они были реализованы в Германии ещё в 1920-х…1930-х годах.

Франкфурт, 1931-й год, район Westhausen авторства “Brigade May”. Что-то весьма похожее появится в СССР только спустя 30 лет, и позднее будет неформально названо «хрущёвками».

Изображение
Изображение
Изображение
|
Что касается самого Ernst May, то в 1953-м он наконец-то вернётся из Южной Африки в Западную Германию, где примет участие в формировании новой застройке Гамбурга, Бремена и Висбадена. По его проектам в 1954…1961-м здесь будет построено более 90,000 квартир. Что-то весьма похожее появится в СССР только спустя 20 лет, и будет неформально названо «брежневками».

Изображение
Изображение
|
После возвращения из СССР Grete Lihotzky участвует в работе антифашистского сопротивления Австрии, и в 1943-м попадёт в руки полиции. Нацисты казнят её соратника, а её саму осудят её на 15 лет заключения, и поместят в тюрьму. Проведя в которой два года, она будет освобождена союзниками. По причине коммунистических убеждений Lihotzky будет исключена послевоенными властями Австрии из архитектурной деятельности, а её участие в движении сопротивления будет признано только в поздних 70-х.

Изображение
|
Как бы то ни было, она проживёт яркую жизнь длиной почти в 103 года, и наиболее известной её работой останется набор «франкфуртских» кухонь. Несмотря на то, что другие проекты её авторства заслуживают не меньшего внимания — например, комната современной женщины образца 1925-го года, решённая в духе минимализма. Мебель примерно такого плана появится в СССР спустя 35 лет, в 60-е годы, в этих самых «хрущёвках».

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Сб фев 29, 2020 12:26 am

2. Послевоенное строительство в Западной Германии.

Жилой район 50-х в немецком Бремене.

В 20…30-х годах окраинная застройки города Бремена выглядела следующим образом.

Изображение
|
Вследствие бомбёжек времён Второй Мировой значительная часть домов была разрушена. В то же время, население Бремена быстро прирастало, в 1956-м его численность составила 500,000 человек, превысив довоенный показатель. Темп прироста составлял около 20 тысяч человек в год, и ожидалось, что в начале 1960-х в городе будут жить более 750 тысяч жителей.

Неудивительно, что по состоянию на 1956-й год в муниципалитете было зарегистрировано 25,000 заявок на жильё. Стало очевидно, что центральные части города не смогут разместить столько новых горожан. Всвязи с этим, 22 февраля 1956-го городской совет Бремена выпустил “Закон о закрытии нуждаемости в жилье в городе Бремене”. В соответствии с ним, в течение четырёх лет должно было быть построено 10,000 квартир.

Как раз в это время в районе под названием Vahr был закончен проект постройки малоэтажного “города-сада” на 2,200 квартир — на площади в 186 гектар разместили 7,000 человек, плотность заселения составила 40 человек на гектар. Очевидно, что застройка такой плотности не обеспечивала быстрого избавления от нуждаемости в жилье.

Для постройки более высокоплотного жилья бременская строительная ассоциация GEWOBA (некоммерческая организация, входящая в конфедерацию немецких профсоюзов), выкупила 218 гектар свободной земли, расположенной неподалёку.

Новый район получил название Neue Vahr. По плану в нём должно было быть построено около 10,000 квартир, и к началу 1960-х более 30,000 жителей должны были найти здесь свой новый дом. Плотность заселения должна была составить уже не 40, а около 140 человек на гектар.

Планирование и застройку района по контракту с GEWOBA производили известные немецкие архитекторы Ernst May, Max Säume, Hans Reichow, и Günther Hafemann.

Архитектор Ernst May, спроектировавший в 1920-х показательные жилые районы для рабочих во Франкфурте, в годы расцвета нацизма уехал в СССР, откуда в свою очередь эмигрировал в Африку. В 1954-м он был приглашён на должность главного архитектора строительного общества Neue Heimat (“Новый дом”), и вернулся в Германию.

Общество Neue Heimat было создано в 1930-е, в него входила и бременская ассоциация GEWOBA. В 1950-е перед Neue Heimat стояла масштабная задача — в ответ на недостаток жилья за несколько лет построить в крупных городах Германии не менее 100,000 квартир.

План улиц района Neue Vahr.

Изображение
|
До постройки нового района в данной местности размещались одно и двухкомнатные бараки, жители которых тут же растили себе пропитание. Передвигались они в основном пешком, и на велосипедах.

Изображение
|
Стоит отметить, что данный район застраивала не только GEWOBA, но и другие строительные кооперативы. Например, строило там и сообщество Bremer Treuhand, предпочитавшее традиционный стиль Bremer Haus.

Подобная застройка имела рад минусов, в частности, не могла обеспечить расселение большого количества людей. Будучи выстроенными в ряд, однообразными, дома в стиле Bremer Haus не шли ни в какое сравнение с оригинально спланированной застройкой нового района от GEWOBA.

Изображение
|
Изначальный план застройки района Neue Vahr получил рабочее название Grünstadt in der Vahr (“Зелёный город Vahr”).

В качестве отправной архитекторами была принята идея отказаться от сочетания жёсткой сетки улиц, и выходящих на них, жмущихся друг к другу зданий, что характерно для центра исторических городов. Вместо этого, они решили создать жилую среду с большим количеством открытых и озеленённых пространств. План озеленения был выполнен архитектором из Гамбурга Karl-August Orf, и имел цель создать у жителей района ощущение жизни на природе.

Для того, чтобы ещё больше подчеркнуть связь с природой, архитекторами был отвергнут как параллелизм, так и расстановка зданий под прямым углом, размещение их фасадами вдоль улиц. Практически все здания района имели разный угол размещения друг относительно друга, линии улиц и пешеходных трасс плавно изгибались.

Изображение
|
В каждом из кварталов предусматривалось строительства своего центра притяжения, высотной доминанты. Высотность должна была нарастать от окраин к центру, подчёркивая органический характер застройки. По словам шефа GEWOBA — “...любое сообщество нуждается в центральном здании, и столетиями центрами сообществ были церкви. Однако, сейчас не обязательно делать церковь наиболее высоким строением, поскольку эту роль может взять на себя жилое здание”.

Район был разбит на пять кварталов, в каждом из которых были запроектированы магазины, школа, почтовое отделение, а также церковь. Был и кинотеатр.

Капсулу в закладку района Neue Vahr 9 мая 1957-го произвёл лично мэр Бремана Wilheilm Kaisen. Как гласит плакат на заднем фоне, в течение четрёх лет здесь должно быть построено 10,000 квартир.

Изображение
|
Главный архитектор GEWOBA Max Säume, и её шеф Richard Boljahn.

Изображение
|
Поскольку квартиры предназначались в основном для низшего социального слоя, наименее обеспеченного, большую часть из них планировалось сдавать в аренду. Однако, это не было догмой. Как сформулировал шеф GEWOBA — “найм в той степени, настолько необходимо, выкуп в собственность — по максимуму”.

Первая фаза проекта готова.

Изображение
|
Вторая очередь виднеется на горизонте.

Изображение
|
12 августа 1961-го, через четыре года с начала строительства, 9,147 квартир в многоквартирных домах, предназначенных для сдачи в найм, и ещё 769 квартир в отдельных домах, ориентированных на выкуп в собственность, были сданы в эксплуатацию.

В свежепостроенных квартирах были встроенные кухни, отделанные плиткой ванные комнаты, все они имели горячее водоснабжение, и центральное отопление, а также балконы. Учитывая, что большое количество новых жильцов района Neue Vahr было беженцами, нетрудно понять, что предыдущие условиях их жизни во временном жилье были абсолютно иными. Всего к 1962-му году было построено 11,800 квартир, в которые заселилось более чем 30,000 человек.

Изображение
|
14-этажная высотная доминанта одного из кварталов.

Изображение
|
Основная застройка — 4-этажные дома.

Изображение
|
Жилой 8-этажный дом авторства Ernst May.

Изображение
|
К строительству одной из высотных доминант района был приглашён классик модернизма, финский архитектор Alvar Aalto. Жилое здание Hochaus его авторства стало центром квартала Großsiedlung. До начала 1970-х этот 65-метровый 22-этажный дом оставался самым высотным жилым зданием в Германии. Позднее, он получил имя в честь автора, Aalto-Hochaus.

Изображение
|
Вид из дома Aalto-Hochaus. На переднем плане — 9-этажные дома авторства Ernst May.

Изображение
|
Вид на район с воздуха.

Изображение
|
Этот проект стал одной из вех в послевоенном строительстве, и послужил прообразом для последующих реализаций микрорайонов, и городов-спутников.

Сейчас в нём проживает около 19,600 человек, 2/3 оригинальной численности, средний возраст жителей — 45 лет. Плотность заселения составляет около 80 человек на гектар. Половина нынешних жителей — мигранты, 22% — переселенцы из стран СНГ. Среди 18-летних жителей доля мигрантов равна 76%. Большинство квартир по-прежнему находится под управлением GEWOBA, и сдаётся в аренду.

Современное состояние. На заднем плане — Aalto-Hochaus.

Изображение
|
Торговый центр, построенный в 2003-м.

Изображение
|
Жилые дома.

Изображение
Изображение
|
Исторические школы 50-х.

Изображение
|
Парки.

Изображение
|
Подробнее про Aalto-Hochaus.

Свой проект Alvar Aalto представил в июне 1958-го. Его строительство началось 18 сентября 1959-го, и было закончено через два года с небольшим, к концу 1961-го. Первые квартиры были заселены в декабре 1961-го, последние — в 1963-м. Жильцы дома были из разных районов Бремена, и из различных социальных страт.

Первый карандашный набросок.

Изображение
|
Макет здания.

Изображение
|
На первом этаже сделан холл, этажи 2…22-й — жилые. Всего в доме запланировано 189 компактных квартир — 147 однокомнатных площадью 35…46 м2 (Тип 2…Тип 8.), 21 двухкомнатных площадью 61 м2 (Тип 1), и 21 двухкомнатных площадью 58 м2 (Тип 9). Четыре нижних этажа выполнены в монолитной технологии, остальные — из сборного железобетона.

Здание спроектировано так, чтобы обеспечивать внутреннему пространству помещений максимальную солнечную экспозицию. Для решения этой задачи, его фронтальный фасад обращён на запад. Семь из девяти квартир на этаже выходят окнами только в эту сторону, раскрываясь в плане к расположенному в западной части большому окну, и балконному проёму. Благодаря подобной пространственной ориентации, и выбору планировок исключается наличие квартир, окна которых выходили бы только на восток, и не получали бы достаточного количества солнечного света. Две из девяти квартир на этаже, большего размера, вдобавок имеют окна, выходящие на восток.

Каждая квартира включает в себя небольшую утопленную лоджию, откуда в силу удачного пространственного расположения дома открывается вид на центр города. Фасад здания — сложной формы. Идея архитектора состояла в том, чтобы не только обеспечить хорошие виды, но и не дать жителям соседних квартир возможности увидеть друг друга в окнах. Что, в свою очередь, обеспечивало высокий уровень приватности.

Изображение
|
Каждая из девяти квартир на типовом жилом этаже имеет свою планировку.

Изображение
|
Планировка однокомнатной квартиры.

Изображение
|
Её оригинальная обстановка 50-х.

Изображение
|
Здание в 70-х годах. Западный его фасад в оригинальном варианте имел отделку из искусственного камня с волнообразной фактурой. За исключением более узких секций, расположенных у лоджий, окна не открываются. Для их мойки на крыше здания смонтирована система рельс, с помощью которых перемещается люлька с мойщиком.

Изображение
|
Большой холл на первом этаже и просторные лестничные площадки предназначены для того, чтобы мотивировать жителей дома на общение, и таким образом препятствовать вандализму.

Изображение
|
Окна лестничных пролётов, выходящие на восток, выполнены панорамными, и имеют типичные для построек Aalto компактные балконы.

Изображение
|
Восточный фасад в оригинальном варианте имел отделку из серого фиброцемента, дополненную металлической решётчатой конструкцией.

Изображение
Изображение
|
Современный вид района. Действительно, проектное название Зелёный город было дано ему не случайно. Aalto-Hochaus — в центре, слева.

Изображение
|
В 1995-м его фасады были реновированы. С 1998-го здание стало охраняться, как памятник регионального значения. В 2012-м была обновлена внутренняя часть, с заменой более двухсот окон, и балконных конструкций.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
|
Так как здание стало модным у любителей архитектуры, лист ожидания на аренду квартир, особенно начиная с 11-го этажа, растянулся на два года. Стоимость аренды варьируется от 380 до 600 евро в месяц. При 996 договорах аренды GEWOBA ориентируется на количество жителей в 1,400 человек.

Редактор бременской газеты Weser Kurier решил пожить в Aalto-Hochaus месяц, в однокомнатной квартире Тип 7, и поделиться впечатлениями. Фото — с сайта издания.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Сб фев 29, 2020 12:31 am

3. Послевоенное строительство во Франциии.

Так вышло, что авторство наиболее известной системы сборного железобетонного домостроения принадлежит французскому инженеру Raymond Camus. Стоит упомянуть и альтернативные ей системы французских инженеров Coignet и Balency.

Принципы типизации на которых основана система Camus близки к применённым немецким архитектором Ernst May при строительстве домов для рабочих Neue Frankfurt.

Патент на систему Camus был выдан в 1948-м году. Первый опыт применения системы был получен во французской Нормандии, в городе под названием Le Havre, в 1949…1951 годах, где в рамках проекта экспериментального строительства отрабатывались различные техники возведения — монолитно-каркасная с изготовлением навесных панелей на месте и монтажом их с помощью лебёдок, полносборная с изготовлением панелей на заводах вне стройплощадки и монтажом их с помощью крана, а также сборная блочная.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
|
Велись эксперименты не только с многоэтажным, но и с малоэтажным жильём — как с традиционной скатной, так и с новой на то время плоской крышей.

Изображение
Изображение
|
Согласно одному из заданий программы, от архитекторов требовалось построить экономичный дом нового типа для заселения семьями рабочих. Над решением этой задачи работали архитекторы Henri Loisel, Henri Vallin и René Audigier из бюро инженера Camus.

Итоговый проект.

Изображение
Изображение
|
Пример планировки квартиры с двумя спальнями.

Изображение
|
Одной из новаторских идей системы Camus было то, что элементы конструкции изготавливались на одном специализированном заводе, а не на стройплощадке (и не на нескольких территориально разбросанных площадках), и доставлялись к месту строительства с помощью специализированной техники.

Изображение
|
Проект предполагал высокую степень готовности сборных элементов. Например, в стенах помещений были проложены все коммуникации — как электрические, так и сантехнические. Сварные трубы отопления были проложены в полах, они монтировались ещё при изготовлении перекрытий. Оконные рамы монтировались в проёмы ещё до установки панелей.

Изображение
|
Внешние стеновые панели были выполнены многослойными, с сантиметровым слоем известково-цементной штукатурки на фасадной стороне. Затем шла железобетонная панель толщиной 6 сантиметров, после неё — слой из пенополистирола толщиной 2,5 сантиметра, затем железобетонная панель толщиной 9,5 сантиметров. На внутренней поверхности которой была выполнена отделка толщиной примерно 3 сантиметра.

Роль внутренних стен и перекрытий играли сплошные железобетонные панели толщиной 10 и 15 сантиметров. Внутренние стены комнат покрывались штукатуркой, а стены ванной — плиткой. На полы в жилых комнатах настилался паркет, в ванной выполняли наливные полы. Оконные рамы и жалюзи изготавливали из сосны, двери — из дуба, проёмы лестничных пролётов заполняли стеклянными блоками.

Индивидуальное здание, возводимое по системе Camus, требовало на постройку 1-2 месяца, такая же секция из 12 квартир — 4…6 месяцев, 100-квартирное здание — 8…10 месяцев. Первое четырёхэтажное здание по проекту на 24 квартиры начали строить в квартале Perrey в начале мая 1950-го года, и закончили через девять месяцев, в конце января 1951-го.

Изображение
|
Глубина его корпуса — 8,2 метра, длина фасада при двух секциях составляла 40 метров. В здании был подвал, цокольный этаж с торговыми помещениями, и три жилых этажа. На жилых этажах было по 4 квартиры на площадку, 12 квартир в сумме на лестницу. Высота этажа была равна 2,60 метра.

Изображение
|
Стоимость строительства по данной системе была отнюдь не низкой, описанный выше проект дома включал в себя около 700 сборных элементов. Однако, она позволяла при использовании не самого квалифицированного труда быстро возводить новые здания. Что было крайне актуально для разрушенных городов послевоенной Европы, охваченных жилищными проблемами.

Эксперимент был признан правительством Франции удачным, и уже в 1953-м была запущен первый полноценный завод системы Camus по изготовлению железобетонных изделий. Таким образом, производство домокомплектов было индустриализировано. Французское правительство в этом же году объявило программу жилищного строительства, в рамках которой в окрестностях Парижа было построено около 4,000 зданий данной системы.

К середине 60-х во Франции работало уже 6 заводов системы Camus, а также 16 в других странах — Великобритании, Германии, Италии, СССР, Алжире. Суммарно, они могли выпускать до 20,000 комплектов квартир в год.

В 50-60-х во Франции по сборной технологии были построены и более масштабные комплексы, получившие название Grand Ensembles (до 3,500 квартир в каждом). Они были размещены в пригородах Парижа (Aulnay-sous-Bois и Clichy-sous-Bois), Марселя (Marseille-La Viste), Тулузы (Toulouse-Le Mirail), к их созданию привлекали именитых архитекторов своего времени.

Изображение
|
К концу 1960-х в зданиях сборного типа во Франции жило около шести миллионов человек. Однако, в 1970-х из-за повысившихся требований к теплоизоляции стен зданий и неприятию публикой решений, подобных Grand Ensembles, популярность сборного домостроения в этой стране сошла на нет.

Если взять настоящий момент, то практически все французские Grand Ensembles постройки 60-х ещё стоят, но заселены они преимущественно мигрантами.

Изображение
|
Дома, строившиеся во Франции в 50-х и 60-х по сборной системе Camus, к настоящему времени уже все снесены, и заменены новым жильём. Кроме пары, оставленных для истории.

Изображение
|
Советские власти в 1950-х также купили лицензию на систему Camus, однако домов по оригинальным французским проектам было построено не так много. Все они сосредоточены в Баку и Ташкенте. Именно там в 1959-м были построены первые заводы железобетонных изделий, также по оригинальному французскому проекту.

В процессе практического освоения французской системы выяснилось, что производство зданий по ней выходит для СССР слишком дорогим. Поэтому, в действительно массовый тираж в начале 60-х были пущены упрощённые, и максимально удешевлённые проекты местной разработки: общесоюзные серии I-464 и I-335. Одной из первых была и серия К-7/ОД, ею в в конце 50-х начале 60-х застраивались Москва и Ленинград, и включала она в себя всего 20 наименований изделий, вместо 700 в системе от Camus.
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение F. degli A. » Сб фев 29, 2020 5:15 pm

Touring* писал(а):Ситуация несколько шире Новой Москвы, если посмотришь на динамику местной стойки за последние... 40 лет.

Так далеко я не смотрел :D

P.S. Лонгриды, безусловно, очень интересны.
Вокруг и так слишком много отупляющей серости, чтобы не пользоваться плодами качественного интеллектуального труда соконфетников.
Причем - абсолютно безвозмездно :-)

Саша, спасибо большое за проделанную титаническую работу.
Снимаю шляпу ...
Аватара пользователя
F. degli A.
альфавладелец
 
Сообщения: 1722
Зарегистрирован: Ср ноя 03, 2010 8:49 am
Откуда: Самара
Авто: AR 159 2.2 MT

Re: Стройка

Сообщение инженер_степанов » Пн мар 02, 2020 5:26 pm

единственный вывод из этого многобуквия то, что....конструктивизм придумали не в россии. русские всегда вторичны и ничего не могут придумать. только воруют и воруют.
пропаганда.
инженер_степанов
альфавладелец
 
Сообщения: 284
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2018 2:22 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Вт мар 03, 2020 12:01 am

Т. н. конструктивизм в архитектуре это советский вариант западноевропейского функционализма 20-х. В Западной Европе начало функционализму дали идеи и реализованные штучные проекты Корбюзье, Гропиуса, Ван дер Роэ. Попытки строить жильё для рабочих в сравнительно массовом количестве делались в 20-х и 30-х, Штутгарт и Вена, под руководством Мая и Лооса. Действительно массовое строительство жилья шло уже после войны, в 1949-1970-м.

Советские авторы, если убрать не относящееся к сути, отнесли кухни из квартир в коллективную часть, в рамках популярной у Советов концепции "обобществления быта". В технической части, дома базировались на каркасной железобетонной конструкции с заполнением проёмов стен пустотелыми блоками. Это решение позволило изменить форму оконных проёмов, сделать их более размерными, либо вообще ленточной формы, оно растёт из идей Корбюзье и Гропиуса.

В 30-х годах советский функционализм заглох по экономическим соображениям, так как требовал много стали и бетона, которые тогда целиком шли в промышленное строительство. Тогда же прекратились и попытки строительства массового жилья для рабочих. К ним вернулись только в начале 60-х, после создания промышленности по выпуску железобетона.
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение инженер_степанов » Вт мар 03, 2020 12:07 am

читд. пропаганда. русские говнори и ничего не дали миру. и вообще не достойны коптить это небо. ну это далекий вывод из твоих "многабукав".
инженер_степанов
альфавладелец
 
Сообщения: 284
Зарегистрирован: Вт ноя 13, 2018 2:22 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Вт мар 03, 2020 12:10 am

Выводы каждый делает сам, если есть желание почитать первоисточники, то они по ссылкам ниже.

Западная Европа

1. Современный город, Corbusier. 1922.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... #korshunov

2. Сборное железобетонное строительство, США. 1923.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 927#wagner

3. Конструкция стен и перекрытий, оборудование зданий в Германии. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 27#ehrlich

4. Исследование глубины корпуса зданий, Klein, Германия. 1929.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 1929#depth

5. Рационализация кухни, Lihotzky и Gropius. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... #jacobsohn

5. Дома во Франции, Mallet-Stevens. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... et-stevens

6. Дома для рабочих в Голландии, Oud. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... i-1927#oud

7. Жилищная выставка Stuttgart-Weisenhoff в Германии, работы Corbusier и van der Rohe. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... gurewitsch

8. Здания школы Bauhaus в Dessau, Gropius. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 27#bauhaus

9. Вилла, Corbusier. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... #jeanneret

10. Пять тезисов Corbusier. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... ile-1928#5

11. Постулаты Gropius. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... au#gropius

12. Ситуация с обеспеченностью жильём, муниципальное строительство в Германии. 1920-е.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 29#lisagor

13. Ситуация с обеспеченностью жильём, муниципальное строительство в Австрии. 1920-е.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 926#kalish


СССР

1. Ситуация с обеспеченностью жильём в СССР. 1920-е.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 927#vegman

2. Проект дома для рабочих Иваново-Вознесенска Бурова и Парусникова. 1926.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... voznesensk

3. Проект дома для рабочих Фуфаева. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 7#fufaieff

4. Проекты коммунальных домов Гинзбурга, Вегмана, Владимирова, Воротынцевой и Поляк, Никольского, Пастернака, Соболева. 1927.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 7#ginzburg

5. Банк в Иваново-Вознесенске братьев Весниных. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... #ivselbank

6. Типизация жилья в СССР, Гинзбург. 1929.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 9#ginsburg

7. Работы секции типизация жилья в СССР. 1929.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... 1929#works

8. Рационализация кухни в СССР. 1929.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... nalisierug

9. Конструктивизм, определение, Ган. 1928.

http://tehne.com/event/arhivsyachina/ar ... tructivism
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Вт мар 03, 2020 2:42 am

К середине 1930-х в СССР оформилась кастовая система, в рамках которой ведущим архитекторам вместо жилья для рабочих поручили строить дворцы для заседаний и ансамбли домов для проживания высшей советской касты. Так как она тяготела к роскоши, данное жильё это не могло быть скромным, поэтому пошёл возврат от функционализма к классицизму. Чтобы не возникало классового противоречия, они стали выдаваться государственной пропагандой за достижения советского строя, мол сегодня в таком роскошном доме живёт большой начальник, а завтра будешь жить ты, рабочий, только нужно подождать.

http://tehne.com/library/kolli-n-ya-zad ... oskva-1937

Только это завтра никогда и не наступило, и рабочим вплоть до 1960-х полагались деревянные бараки и покомнатное заселение в них семьями. Только с 60-х стали полагаться компактные, но квартиры семейного заселения, для чего пришлось оттянуть часть ресурсов от военных программ, построив промышленность стройматериалов, и заводы панельного домостроения. Иначе никакой второй волны индустриализации было не провести. С 1960-х по 1990-е стандарты качества и площади таких квартир росли, что в свою очередь вызвало замедление обеспечения ими желающих, пресловутую советскую очередь.
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Пт мар 13, 2020 4:38 pm

F. degli A. писал(а):Так далеко я не смотрел :D


Я смотрел даже дальше: дома ведь стоят по 100 и более лет, поэтому нужно смотреть на близкие к этому сроки в историю, чтобы понять что происходит сейчас и главное что ожидается завтра.

Если ты глянешь на историю массового строительства на примере РСФСР-РФ, то увидишь, что оно стартовало с конца 1950-начала 1960-х и длится до сих пор. Наиболее важный из параметров это количество новых жилищ на гражданина в год. С учётом средней площади нового жилища получается цифра ввода жилого фонда в м2 на гражданина в год. Это уже общий показатель, зависящий от положения в экономике, того, сколько накоплений и кредита, то есть будущих накоплений, страна может позволить себе вложить в обновление жилья здесь и сейчас.

Если ввод в м2 в год на гражданина задаётся экономикой, накоплениями, то количество новых жилищ прямо зависит от пропорции строящихся городских квартир в многоквартирных домах и одноквартирных частных домов, и средней площади новых квартир и домов. То есть, фактически, от проводимой в стране политики расселения, и социальной политики.

Темп ввода новых жилищ в сбалансированной системе соотносится с капитальностью зданий, и их средней долговечностью. Например если средняя долговечность зданий до их сноса равна 100 годам, то на этом сроке нужно обновлять около 1% жилого фонда в год. Если ты какое-то время замещал меньше 1% фонда в год, снизил темп, то в иной период нужно строить больше 1%, цифра замещающей площади в год увеличивается. Если ты какое-то время строил менее долговечные здания, и у тебя средняя долговечность до их сноса оказалась меньше 100 лет, то опять же тебе в иной период нужно строить больше, чем 1% в год.

Примеры.

При средней долговечности фонда в 70 лет, и при средней населённости жилищ в 2,5 человека, для выхода на средний темп в 1% обновления фонда в РФ нужно строить около 85,000 новых жилищ в год (58 на 10,000 человек/год). При средней площади нового жилища в 70 м2 это даст 60 млн м2 валовой площади в год (0,41 м2 на человека/год).

При выходе на среднюю долговечность фонда в 100 лет, и при выходе на среднюю населённость жилищ в 2,0 человека, для выхода на средний темп в 1% обновления фонда в РФ нужно строить около 75,000 новых жилищ в год (51 на 10,000 человек/год). При средней площади нового жилища в 70 м2 это даст 53 млн м2 валовой площади в год (0,36 м2 на человека/год).
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Re: Стройка

Сообщение Smit » Пт мар 13, 2020 11:57 pm

Решил выделить время и прочитал всю страницу, очень интересно! Текста оказалось не так уж и много, объём за счет поясняющих фотографий, получилось наглядно. Очень понравилось, спасибо!

Не понял с цифрами требуемого строительства. Что-то в квадратных метрах у меня получается не 50, а 5 млн. Можно ли поконкретней с примерами цифр из статей:

1. В России все меньше строят многоквартирное жилье
2. Эксперты посчитали, сколько в России строят жилья в год
3. Минстрой России назвал объем введенного в 2017 году жилья

В этих статьях говорится, что за последние годы вводилось примерно 79 млн. кв. м жилья в год.
Если брать твои выкладки, то это 1 млн. квартир (у тебя 75,000) площадью 79 кв. м, а в стране 100 млн квартир, и с учетом 144 млн населения, в каждой квартире проживает полтора человека. Получается дуже богато живем, практически все в трехкомнатных квартирах, причем каждый второй занимает один жилую площадь.
Где я ошибся?
не понял выражения "51 на 10,000".
Veni, vidi, vici!..
Аватара пользователя
Smit
Почетный альфист
 
Сообщения: 3127
Зарегистрирован: Сб янв 23, 2010 8:03 pm
Откуда: Москва
Авто: 33 1.7ie 8v (905)

Re: Стройка

Сообщение Gundesvan » Сб мар 14, 2020 12:01 am

плюсую

Туринг, спасибо за модернистов :smt006
Аватара пользователя
Gundesvan
Почетный альфист
 
Сообщения: 9709
Зарегистрирован: Вт мар 11, 2008 1:52 pm
Откуда: Москва
Авто: 156

Re: Стройка

Сообщение Touring* » Сб мар 14, 2020 1:15 am

Smit писал(а):Не понял с цифрами требуемого строительства.


Пожалуйста! Я описался в двух цифрах на порядок, 850,000 новых жилищ в год (58 на 10,000 человек/год), и 750,000 новых жилищ в год (51 на 10,000 человек/год). Остальное верно.
Touring*
Почетный альфист
 
Сообщения: 5378
Зарегистрирован: Пт июн 06, 2008 11:43 pm

Пред.След.

Вернуться в Хороша жизнь:))

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей

Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group. Color scheme by

Русская поддержка phpBB Яндекс.Метрика