andrey33 » Вс янв 29, 2012 12:13 am
Не знаю не сочтут ли прямую ссылку за рекламу, поэтому процитирую
Обкатка
Нужна или не нужна отремонтированному двигателю обкатка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что обкатка ДВС всегда применялась для того, чтобы создать мотору щадящие условия в период, пока его сопряженные детали не приработались. Она имела прямой смысл полвека тому назад, когда при производстве и ремонте двигателя не удавалось обеспечить геометрию деталей и микрорельеф их поверхностей, которые они должны иметь при эксплуатации. Вспомните: раньше после сборки двигателя сплошь и рядом коленвал нужно было "срывать", таская машину "на галстуке", а поршни были круглыми и могли "подклинить", если заставить мотор сразу работать на высоких режимах.
Сегодня технологии изготовления и ремонта моторных деталей позволяют создать такие макрогеометрию и микропрофиль, которые практически полностью соответствуют таковым после эксплуатации. Например, относительно недавно (лет сорок тому назад) стали применяться поршни со сложной геометрией боковых поверхностей - эллипсностью и бочкообразностью. Также сравнительно недавно вошло в обиход плосковершинное хонингование, имитирующее "притирку" стенок цилиндров кольцами. Стала применяться доводка шеек коленвала полированием. И так далее. Если эти технологии строго соблюдены, притираться и прирабатываться в двигателе особенно нечему - форма, чистота поверхностей и величина зазоров соответствуют норме для уже поработавшего двигателя.
Однако то, что касается новых и качественно отремонтированных моторов, не всегда работает на практике, когда основные детали - коленчатый вал, блок цилиндров и головка блока, сделаны "и вкривь и вкось". Где гарантия, что все расточено, отхонинговано и прошлифовано правильно? К сожалению, ее нет, особенно когда при выполнении ремонта деталей во главу угла была изначально поставлена низкая цена и высокая скорость работ.
Поэтому обкатка в своем первоначальном значении пока еще не утратила смысл. И ее основная задача осталась прежней - обеспечить приработку деталей друг к другу. В большей степени и в течение большего пробега - для "кривых" деталей, в меньшей - для качественно сделанных. Хотя никакая обкатка не спасет мотор от низкого качества деталей. Чему нередко бывают примеры.
Если оценивать необходимость обкатки, есть также большая разница в том, о двигателе какого автомобиля речь. Например, для легкового автомобиля в обычных условиях обычным водителем режимы эксплуатации сами по себе невысоки, и какие-либо специальные режимы обкатки вообще не требуются - достаточно небольшой пробной поездки перед отдачей машины клиенту. Напротив, для грузового автомобиля, прежде чем загрузить его "по полной", специальная обкатка необходима. А для любителей "стритрейсинга" она, скорее всего, будет просто бесполезна, поскольку двигатель и так не живет долго в подобных условиях.
И все же обкатка нужна - если не для специальной приработки деталей ДВС, то хотя бы для лучшего контроля состояния мотора после ремонта. Если в начальный период, когда вероятность отказов велика, эксплуатировать агрегат на щадящих режимах, то возможные огрехи, допущенные при сборке, можно обнаружить раньше, а их последствия будут меньше. Например, чтобы вовремя выявить течь масла или антифриза. Поэтому будет разумным предупредить клиента (и записать в заказе-наряде) о необходимости осторожной, внимательной эксплуатации мотора, по крайней мере, до прохождения первого ТО.
В заключение стоит сказать, что это выбор каждого автосервиса - строить систему, которая сводит вероятность возврата мотора к нулю, или не заморочиваться и допустить возможность возврата и затрат времени и денег на его переделку. В последнем случае нужно иметь в виду, что переделка двигателя всегда сопряжена с большими временными и материальными затратами. Случись чего - как минимум, вы уже "попали" на прокладки. К тому же любой случай возврата - пятно на репутации сервиса. Поэтому желательно "постелить соломку", чтобы, по крайней мере, не попадать по-глупому.
Если же, несмотря на все усилия, клиент возвращается с претензией, не стоит "биться до последнего" и сваливать вину на кого угодно и на что угодно. Например, частенько приходится слышать такую "отмазку": "Это вы перегрели мотор …". Но извините, если двигатель действительно перегрелся, то виноват в этом только сервис, не проверивший работу системы охлаждения и не заменивший все необходимые детали. Или, по крайней мере, не сделавший запись в заказ-наряде об отказе клиента их менять. А это, как ни крути, типичный гарантийный случай!
Профессиональный подход, напротив, предполагает отнестись к клиенту со вниманием и спокойно разобраться с проблемой. Был случай: мотор вернулся и явно по оплошности механика. Клиента успокоили, отправили домой и за ночь полностью переделали работу. Наутро автовладелец, которого убедили в том, что неисправность была незначительной, уехал довольный. Репутация сервиса, которая, как известно, дороже денег, не пострадала.
Спёр с АВ инжиниринг