Жили по соседству два боярина - Роман Олегыч Смирнов да Ульян Кондратич Романов. Жили они испокон веков в дружбе да согласии, как и отцы их и деды. Все радости да печали встречали вместе. А как иначе, соседство - взаимное дело. Даже ограду угодий своих имели общую, а меж собой так, межа в поле. Да больше того, Роман Олегыч даже часть угодий свойных Ульян Кондратичу по доброте душевной да в запале души широкой отписал.
Холопы их также и любили, и уважали друг друга. Ну а что, ребятня вместе играет, девки от одних к другим бегает. Вместе и свадьбы играли и поминки справляли. Иначе и не возможно, церковь-то ведь одна и на тех и на других. Вобщем, жили, не тужили.
И все бы хорошо, да проживал неподалеку Алексей Михалыч Емельянов, человек жадный, злой да завистливый. И так вот его эта дружба Роман Олегыча с Ульян Кондратьичем коробила, что прям жизни нету никакой! И задумал он их меж собой поссорить.
Улучив момент, пригласил он к себе на сомогоночку Ульян Кондратича да и наплёл ему по пьяной лавочке напраслину на Роман Олегыча. Мол, сосед-то твой, с тобой вродь как душа в душу живет, а за глаза-то о тебе каких только гадостей не рассказывает, холпоы его твоих вообще ровней себе не считают, да что там! Обманом да хитростью из состояния твоего потихоньку в карман себе тащит! Ты, Ульян Кондратич, меня держись. Я тебе и, вот, золотом помогу и иные блага, какие захочешь...
Ну, Ульян Кондратич-то мутным взгялдом да несветлым умом и согласился доводам Алексей Михалыча. Воротился в дом, да и шлёт соседу своему близкому известие: ты, мол, Роман Олегыч, не друг и не брат мне боле! Видеть тебя у себя не желаю и дел совместных иметь не хочу!
Подивился Роман Олегыч такому событию, но гордыня барина ущемлена была сией новостью и послал он в ответ гонца, ну и живи, мол, соседушка, как знаешь! Нелегко тебе без меня придётся, да сам выбрал ты себе друзей по недоумию.
Тут бы и сказке конец, пусть себе баре ругаются да ссорятся, холопам-то что да сих высоких материев, да только вот диво: холопы, веками жившие сосед с соседом бок о бок в дружбе и родстве, враз переняли вражду хозяйскую и давай друг в друга грязью кидать да голые зады и кукишы демонстрировать. Да так распалились в ругани своей, похлеще хозяев, что и думать перестали о том что как ходили и те, и другие в лохмотьях, да горькую пили на медяки с подачек барских, так и дальше жить будут. И лишь в бедах своих друг дружку обвинять, а то и свято верить, начали.