Mur писал(а):В любом случае впереди госкапитализм в случае крупного бизнеса и планирование есть там дефакто. Про рыночек, который порешает уже наверное хватит. При условном курсе "100", когда он будет (а он будет) к доллару, юаню и чему угодно будем иметь X населения страны, которому нужно Y джинсов в год. При новых вычислительных возможностях госплан может оказаться даже и неплох. Ошибки надо не повторять, а исправлять. А в нынешней ситуации повторять ошибки, это продолжать работать в либеральном капитализме, когда за речкой уже начали возводить рассово-экологический социализм ))) В любом случае правила игры меняются и цепляться за них бессмысленно.
Давай занудно посмотрим на практику.
Концерн ФВ построил за свои деньги два сборочных завода в России, и один моторный, а также подтянул определённых поставщиков. Посредством чего смог обеспечить более низкие внутрироссийские цены на те же машины, что и на домашнем немецком рынке, оставаясь (предположительно) в прибыли.
1. СборкаФВ Калуга
----------
1,000 млн. евро инвестиций / 225к мощность / 2,8к персонала
----------
2019 = Тигуан 37 + Поло 56 + Рапид 0к = 93к (41% загрузка)
2020 = Тигуан 33 + Поло 58 + Рапид 26 = 117к (52% загрузка)
ФВ Нижний
----------
390 млн. евро инвестиций / 132к мощность / 3,0к персонала
----------
2019 = Кодиак 25 + Октавия 27 = 52к (39% загрузка)
2020 = Кодиак 20 + Октавия 22 = 42к (32% загрузка)
2. ПоставщикиФВ Нижний двигатель 1.6
----------
250 млн. евро инвестиций / 150к мощность / 0,4к персонала
----------
2015-2020 = 120к/год (80% загрузка)
Gestamp Калуга панели кузова
----------
180 млн. евро инвестиций / ?к мощность / 0,4к персонала
----------
?к загрузка
Nemac Ульяновск блок и головки двигателя 1.6
----------
50 млн. евро инвестиций / ?к мощность / 0,3к персонала
----------
?к загрузка
Schaeffler Ульяновск подшипники
----------
50 млн. евро инвестиций / 1,800k мощность / 0,125к персонала
----------
?к загрузка
Bridgestone Ульяновск шины
----------
280 млн. евро инвестиций / 4,000k мощность / 0,8к персонала
----------
?к загрузка
Всего по ФВ с поставщиками
----------
1,800 млн. евро инвестиций / 360k мощность / 6,5к персонала
----------
145-160к загрузка (40-45% от мощности)
Выводы.
Работников занято немного, благодаря значительной автоматизации процессов. При её повышении могло бы быть ещё меньше.
Загрузка сборки достаточно низкая, например средняя по ФВ Германия равна 80%+. Значит ФВ несколько переоценил российский рынок, сделал неточный прогноз по динамике изменений платежеспособного спроса. Заплатит за это несколько меньшей доходностью выпуска и продаж, при том же сроке амортизации оборудования.
Достигнутая локализация: штамповка, сварка и окраска кузова, часть пластмасс, и финальная сборка. Локализация компонент, литьё простого по конструкции атмосферного ДВС 1.6, часть подшипников, покрышки. Перспектива дальнейшей локализации при таких объёмах выпуска? Производство коробок, даже простейшей механики, пролетает, так как выпуск чтобы иметь приемлемые удельные издержки слишком мал. Более сложные и технологичные моторы чем 1,6, та же история, их выпуск слишком мал. Локальное производство бортовой электроники, похожая история.
Как это преодолеть?
Чтобы двигаться дальше, чтобы у того же ФВ появлялся естественный стимул для дальнейшей локализации, ему нужны большие чем сейчас продажи. Посмотрим, к каким цифрам можно прийти в пределе.
Продажи авто на 1,000 жителей, 2007...2019 годы, и ВВП на жителя в тысячах долларов, 2007...2019 годы.
1. Западная и Северная Европа:
Швейцария = 38…36 GDP 64…82
Ирландия = 43…24 GDP 62…79
Норвегия = 27…27 GDP 85…68
Дания = 29…39 GDP 58…58
Нидерланды = 31…26 GDP 51…51
Швеция = 34…35 GDP 54…50
Финляндия = 24…20 GDP 48…48
Австрия = 36…37 GDP 47…48
Германия = 38…43 GDP 42…46
Бельгия = 50…48 GDP 44…44
Великобритания = 39…35 GDP 51…42
Франция = 32…33 GDP 42…39
2. Южная Европа и наиболее прогрессивная Центральная:
Италия = 41…32 GDP 38…31
Испания = 36…27 GDP 33…27
Словения = 33…35 GDP 24…25
Чехия = 13…24 GDP 18…24
Эстония = 23…20 GDP 15…23
Португалия = 19…22 GDP 23…23
3. Менее прогрессивная Центральная и Южная Европа, и сопредельные страны:
Литва = 6…19 GDP 12…20
Словакия = 11…19 GDP 16…19
Греция = 25…11 GDP 29…18
Латвия = 15…10 GDP 14…17
Венгрия = 17…16 GDP 14…15
Польша = 8…15 GDP 11…15
Хорватия = 19…8 GDP 14…14
Румыния = 15…8 GDP 8…13
Россия = 18…12 GDP 9…11
Болгария = 6…5 GDP 6…10
Казахстан = 2…4 GDP 7…10
Турция = 8…6 GDP 10…9
Беларусь = 2…7 GDP 5…7
Украина = 14…2 GDP 3,5…3,5
Можно заметить высокую корреляцию уровня продаж такого товара длительного пользования как авто, и подушевого ВВП.
Итак, видна долговременная цель, рост продаж в 3-4 раза от нынешнего уровня. Для этого нужно постепенно повышать доходы большой части граждан до западноевропейского уровня. Но это значит в перспективе иные издержки на труд всех производителей в экономике, порядка 2,000 евро на руки + 70% налогов сверху в месяц в среднем, или в рублях около 300,000 в месяц в среднем на фонд оплаты труда.
Эти издержки у производителей должны закрываться через спрос на товары и услуги произведённых с использованием этого труда. Это значит что начинает играть большую чем сейчас роль доля труда в затратах. Чтобы цены локально произведённых товаров не раздувались (при повышении цен труда) выше нынешних европейских, и от этого не стагнировал уровень товарного потребления, начинает требоваться высокая эффективность всех процессов связанных с производством, и большая автоматизация. Это в свою очередь значит закупки современных технологий автоматизации, в реальности это означает закупки преимущественно по импорту.
Рост потребления при выходе на такие средние доходы на руки также значит рост закупок технологий и компонент, также преимущественно по импорту. Поэтому стране как целому нужен в разы больший экспорт, чтобы покрыть в разы больший импорт компонент и технологий. В разы больший экспорт означает необходимость иметь б
ольшую долю локально произведённых экспортных товаров с высокой добавленной стоимостью, то есть более технологичных, чем нынешние доминирующие нефтепродукты и газ.
Факт состоит в том что производить их и успешно сбывать в современном мире способны компании с именем и опытом, уже состоявшиеся, а именно транснациональные концерны. Это на практике значит, что на начальном этапе нужно подстраивать политику в части привлечения инвестиций под их нужды, а не под нужды военных или внутренних крупных собственников. Этот путь проходила вся Азия перед тем как стать теми, кеми они являются сейчас.
Попытки идти отличным путём будут скорее всего иметь следствием отставание в уровне жизни, что с 2014-го и происходит.