Итоги года

Alfa и Fiat. Вопросы собственности.

Переговоры о распределении собственности Fiat и GM ведут уже больше полутора лет. Их предметом является достаточно двусмысленный договор, который партнеры заключили еще в 2000 году. Тогда американцы выкупили 20% Fiat за 2.4 млрд долларов с обязательством после 2003 года выкупить оставшуюся часть по первому требованию итальянцев. Нюанс сделки состоит в том, что в 2000 году Фиат был вполне преуспевающим предприятием, по крайней мере внешне. А в настоящее время всплыло очень много подводных камней: резкое снижение покупательского спроса на продукцию Фиат, отсутствие перспективных разработок и моделей, скупое финансирование, устаревшее оборудование и многое другое. Американцы оказались в щекотливом положении, когда итальянцы оказавшись на грани банкротства, потребовали от своих заокеанских партнеров внести свою долю, пропорциональную финансовому участию в капитале совместного предприятия. Но GM не захотел вкладывать деньги в малоперспективное дело и потребовал отдать им за это либо очень успешный бразильский филиал Фиат либо компанию Alfa Romeo. Положение GM еще более усугубилось летом 2003 года, после представления новым руководством Фиат антикризисного плана. Американцы в очередной раз отказались участвовать в финансировании возрождения и Фиат самовольно понизил их долю с 20 до 10%. GM остался недоволен, но никаких ответных мер пока не предпринял. Параллельно с этим партнеры объявили об углублении взаимовыгодного сотрудничества и совместной разработке платформ, технологий и двигателей. На том и порешили.

Итогом всех этих взаимных переговоров и уступок стал тот факт, что вероятность перехода Alfa Romeo к GM сократилась практически до нуля. Даже плод совместной разработки - новая перспективная платформа Premium, над которой трудились инженеры Alfa и Saab, - остался в полном распоряжении Alfa Romeo. GM отказался от платформы, сочтя ее слишком дорогой в производстве. Теперь скорее всего даже следующее поколение 147, не говоря о заменах 156-166, будет базироваться на Premium-платформе, хотя до этого предполагалось использование общей базы для Astra - Stilo - 148. В разработке новых двигателей сотрудничество будет, к сожалению, более тесным. Многие силовые агрегаты, предназначенные для будущих новинок Alfa, основаны на блоках моторов GM.А уже сейчас новейший шестнадцатиклапанный 1.9 JTD, разработанный Fiat, помимо 156 и Stilo вовсю использует на разных моделях Опель. Такая интеграция будет только углубляться.

После того, как стало понятно, что Fiat не хочет отдавать Alfa Romeo американцам, с новой силой разгорелись слухи о продаже Alfa VW. Такие разговоры циркулировали в околоавтомобильных кругах еще в 2002 году, но сенсации не состоялось. Причем обе компании начисто отрицали даже гипотетическую возможность такого развития событий. В этом году тема получила продолжение. Инсайдер сообщали, что переговоры все же имели место. (Более подробнее >>>). По этому вопросу обмолвился даже президент Ferrari Luca di Montezemolo. Он сказал, что знает о пристальном внимании VW к Alfa, но такой бриллиант нужен ему самому! У него есть свои виды на взаимное сотрудничество двух легендарных итальянских брендов. Из всего вышесказанного следует вывод: Fiat очень дорожит Alfa и так просто с ней не расстанется. Еще одним подтверждением того, что Alfa останется итальянской, являются сообщения тех же инсайдеров о совместной разработке инженерами Ferrari и Alfa новых мощных двигателей и платформ. В недрах Фиата есть такое предложение: слить воедино Alfa и Ferrari, создав тем самым т.н. "спортивный полюс". С другой стороны Maserati и Lancia образуют "полюс роскоши". Остается надеется, чтобы такая схема все-таки будет реализована. Деятельность главы Ferrari Luca di Montezemolo получает все большее одобрение в автомобильных деловых кругах. Многие считают его самым дальновидным и успешным итальянским менеджером нашего времени. Стремительное развитие Maserati, значительный рост продаж и появление новых моделей - лучшее тому доказательство. Многие верят, что под его руководством Alfa наконец-то займет в автомобильной иеархии подобающее ее заслугам место.

Итоги продаж

На фоне малоприятных событий окончательные итоги продаж 2003 года следует признать вполне прогнозируемыми. Прошлый год стал очередным годом кризиса для итальянской автомобильной промышленности, но необходимо отметить, что некоторые аналитики предсказывали еще более плачевные результаты. Однако тенденция последних 3-4 месяцев весьма обнадеживающая и укладывается в общих чертах в план возрождения, принятый летом 2003 года. Группа Fiat передала западноевропейским клиентам 1.058.767 автомобилей, на 10,2 % меньше по сравнению с 2002. Таким образом доля рынка снизилась с 8,2 до 7,4%. Продано 794.496 автомобилей Фиат (изгиб 11,3% по сравнению с 895.758 за двенадцать предыдущих месяцев). Снизились продажи Lancia 100.445 единиц (- 8,3%). Меньшие темпы падения у Alfa Romeo - 159.905 штук, что на 5,4% ниже прошлогодних показателей (около 170 тыс). В целом итальянский рынок понизился на 1.2% (2.251.307 машин). Помимо Италии отрицательные показатели продемонстрировала Дания (-14 %), Франция (-6,3 %), Голландия (-4,3 %) и Германия (-0,5 %). Увеличения, напротив, зарегистрировано в Объединенном Королевстве (+0,6 %), Швеции (+2,6 %), Испании (+3,8 %) и Финляндии (+26 %).

  Страна / регион 2003 год 2002 год Изменение
  Общие продажи 159.905 (неполные) 169.183 - 5.4
  Европа 150.968    
  Италия 81.550 79.920 + 2,0
  Франция 16.000 (не точно) 17.342 -
  Англия 10.307 11.713 - 12,0
  Япония 9.295 н/д +
  Германия 15.154 18.931 - 20,0
  Испания 11.624 9130 + 27,3
  Россия 201 108 + 86

(янв.-16 811; февр.-13 200; март-16 204; апр.-13 640; май-13 714; июнь-13 591; июль-16 346; авг.-8 237; сент.-12 759; окт.-14 227; нояб.-12 239)

Падение продаж.

Причин много. Самая главная - нестабильное положение головного Fiat. Потенциальные покупатели с недоверием относятся ко всем проблемным компаниям из-за боязни крупных скандалов и банкротств. Следствием таких потрясений может стать временная приостановка поставок з/ч, прекращение работы дилеров и сервисов, туманное будущее и проч. Однако, господствующая в последние месяцы тенденция к улучшению положения сумела предотвратить обвальное падение продаж. Еще одной причиной является нерасторопность Alfa - о рестайлинге 156-й модели объявили в начале лета, но даже в конце года далеко не во всей Европе она находилась в свободной продаже! Фактически бесперебойные поставки были налажены только в самой Италии. Англия получила машины глубокой осенью, одновременно с новыми турбодизелями, которые в Европе дебютировали гораздо раньше (1.9 16v еще в 2002 году). Та же самая проблема затронула обновленные GTV/Spider и 166. Но вследствие малых объемов это не так критично. Появление в шоу-румах дилеров новой Alfa GT была запланировано на конец года, но передача машин клиентам началась только в феврале 2004 года(!) и то только в Италии. Сюда надо добавить и тот факт, что первоначальная смена поколения 156 была намечена на 2003 год, но теперь премьеру 158 следует ждать только весной 2005. 156 уже морально устарела и даже проведенный фейслифтинг не все смогли оценить. Многие надеялись на выпуск полноприводной 156, слухи о которой уже два года бодоражат все альфасообщество. Но, очевидно, недостаток финансирования не позволил пока пополнить модельный ряд.

С другой стороны, в 2003 году Alfa много сделала для поддержания своего имиджа. Стилистически обновлен практически весь модельный ряд, выпущен новый конкурентноспособный турбодизель 2.4, теперь все модели имеют замечательный 3.2 V6 от линии GTA, интерьеры машин получили прекрасные варианты отделки - ткань alfatex и возможность заказать торпедо в высококачественной коже, что не доступно многим одноклассникам. Все же главным событием стала премеьра и начало према заказов на абсолютно новую модель - Alfa GT. Расширение модельного ряда должно благоприятно сказаться на имидже и способствовать увеличению продаж.

Что нам стоит ждать в 2004 году.

Самым важное и значительное событие - возможное (и очень вероятное) появление полного привода для Alfa 147 и 156! Причем, реальное воплощение должно произойти по двум направлениям. Sportwagon 156 получит систему 4х4 и станет кроссовером - легким вседорожником, а Alfa 147 будет использовать эту же трансмиссию для реализации возросшего потенциала нового двигателя 3.6 V6 для топ-модели GTA. Серия Alfa 147 летом получит плановый рестайлинг. Будет изменена передняя и задняя часть автомобиля в соответствии с новым стилем компании. Ожидается, что бампера будут напоминать таковые от 147 GTA, т.е. с увеличенным воздухозаборником и измененным дизайном. Фары поменяют форму. Для внутреннего оформления будут предложены новые материалы и уровни отделки. Гамма двигателей дополнится новым 16-то клапанным турбодизелем 2.4, а 1.9 получит новое программное обеспечение и увеличит мощность до 150 или 160 л.с.

Бум дизельных моторов в Европе

2003 был очень успешным годом для европейского рынка дизельных автомобилей. Их доля по итогам года достигла 44 % (в Италии близка к 50 %), против 40,2 % в 2002 году. Но даже на этом фоне удивляют продажи дизельных моделей Alfa в Италии - 82,8 % (+10%)! Каждая восьмая Alfa 147 и девятая 156 из 10 поставляются с дизельными моторами. Практически все Alfa 166 идут с теми же двигателями! Общую картину преукрашивают только GTV/Spider, на которые вообще не устанавливается дизель.
Аналитики объясняют такие итоги традиционной прожорливостью альфовских бензиновых моторов. С другой стороны, выход на рынок новых шестнадцатиклапанных 1.9 и 2.4 семейства MultiJet JTD весьма благоприятно сказывается на продажах. В ближайшем будущем должно произойти дальнейшее совершенствование программ управления, которое отразится в повышении мощности и стабильности работы.